Саввас Пояджис: «Важное преимущество Кипра – благоприятная налоговая система»

Саввас Пояджис: «Важное преимущество Кипра – благоприятная налоговая система»

На конференции BEST INVEST в Лимассоле впервые на Кипре была представлена новая международная организация Investment Migration Council, которая была создана для координации работы компаний, предоставляющих консультации в сфере «гражданство в обмен на инвестиции». Мы попросили представителя IMC на Кипре Савваса Пояджиса рассказать нам не только об этой инициативе, но и поделиться своим видением перспектив восстановления кипрской экономики и дальнейшего развития Кипра в качестве делового центра.

ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ И МИГРАЦИИ

– Вы стали представителем консультативного комитета Инвестиционного миграционного совета на Кипре. Почему вы согласились на эту роль? Каковы ваши ближайшие планы в этой сфере?

– Совет – это международная ассоциация профессионалов, активных в сфере инвестиций и миграции. Это часть новой многомиллионной индустрии глобального масштаба. Её участники, наконец, решили разработать правила регулирования этого рынка. Саморегулирующийся орган со своим кодексом поведения, которому должны следовать члены организации, позволит решить несколько задач. Во-первых, упорядочить рынок и заставить его членов следовать определённым этическим нормам в бизнесе. Во-вторых, сотрудничать с другими организациями и государственными органами для решения политических и практических вопросов. Мы надеемся, что скоро эта организация будет признана на международном уровне.

– Приветствуют ли эту инициативу правительства разных стран?

– В целом, да. Однако государство может участвовать лишь в крупных проектах, таких, масштабы которых уже не позволяют их игнорировать. Посему наша цель на Кипре – набрать достаточное количество членов и затем начать продвигать деятельность Совета путем организации различных мероприятий.

– Как известно, на Кипре и, к примеру, на Мальте успешно работает программа «Гражданство через инвестиции». При этом ЕС неоднократно критиковал эту практику. На ваш взгляд, легальна ли она? Выгодна ли для страны?

– Несомненно, она и легальна и выгодна. В последнее время много говорят о том, что мы должны следовать всем предписаниям руководства ЕС. Однако посмотрите, как неэффективно ЕС решает проблему с беженцами. Иммиграционная политика стран-членов ЕС – это внутренний вопрос каждой отдельной страны, никто не может навязать государству ту или иную политику.

– Другими словами, ЕС не вправе требовать от Кипра закрытия программы?

– В ЕС могут надавить на Кипр, но никак не запретить ему привлекать инвесторов таким способом. Безусловно, никто не хочет конфликтов с европейскими партнёрами. Однако программа выдачи гражданства за инвестиции имеет большой успех: через неё в страну вложено уже более 2 млрд евро. Не вижу причин даже рассматривать перспективу приостановления этой схемы. В конце концов, на фоне десятков тысяч беженцев, направляющихся в ЕС, выдача гражданства нескольким сотням миллиардеров вряд ли является проблемой…

Министерство внутренних дел, а также Министерство финансов и соответствующие службы предварительно проводят комплексную проверку всех кандидатов, что исключает какие-либо проблемы с этими людьми в будущем. Речь идёт об успешных бизнесменах, которые инвестируют средства в нашу экономику, а взамен получают кипрское гражданство. Что в этом предосудительного?

ОБ ЭКОНОМИКЕ

– По итогам 2015 года что вы можете сказать об экономике страны в целом и о своих клиентах в частности?

– Это был непростой год – мы все ещё оправляемся от событий двухлетней давности. Впрочем, первый шок Кипр уже преодолел: на рынке наблюдалась некоторая активность; правительство объявило ряд инициатив, которые привлекли внимание иностранных инвесторов, например, ввело концепцию домициля; зафиксирован приток новых компаний. Словом, первые признаки восстановления налицо, но, конечно, докризисные показатели пока не достигнуты.

– В чём, по вашему мнению, заключался секрет процветания кипрской экономики до кризиса?

– Вы знаете, экономика развивается циклично. За подъёмом всегда следует спад. В нашем случае сработал «эффект пузыря» в сфере недвижимости, в сфере кредитования; в целом, во многих сферах цены на товары и услуги были завышены. На мой взгляд, это естественный экономический процесс: после расцвета начался спад, а теперь экономика снова восстанавливается.

– Что свидетельствует об этом восстановлении?

– В нашей сфере, к примеру, – приток бизнеса. Это говорит о возврате доверия к Кипру, которое было полностью утрачено в 2013 году. За прошедшее время страна продемонстрировала немалую гибкость своей экономики. Всего два года назад мы были в шаге от полного краха, однако сегодня уже зафиксирован экономический рост. Это настоящее маленькое чудо!

– Применима ли такая оценка к банковскому сектору Кипра?

– К сожалению, в банковской сфере всё пока не столь радужно. Из-за большого объёма неработающих кредитов банки не функционируют в полную силу, и доверие к ним пока не восстановлено. Причиной «кредитного пузыря» стало низкое качество кредитования. Это и кредитование на невыгодных условиях, и выдача кредитов без тщательных проверок потенциальных заёмщиков и проектов на предварительном этапе. Кроме того, в докризисную эпоху объёмы депозитов на Кипре превышали 70 млрд евро. Эти деньги банки привлекали под достаточно высокий процент, а значит, их просто необходимо было вкладывать в проекты, обещавшие высокую прибыль – и, соответственно, немалый риск. Это были в основном крупные строительные проекты на местном рынке и греческие гособлигации. После краха на рынке недвижимости огромное число заёмщиков перестало обслуживать свои кредиты. Ситуация, в которой в результате оказались банки, известна всем нам…

– То есть от банков требовались более тщательные предварительные проверки, а от заёмщиков – более продуманная подготовка к реализации проектов?

– Именно таков профессиональный подход. За рубежом, к примеру, сложно найти проект, в подготовке которого не были бы задействованы бизнес-консультанты, работающие вместе с юристами и бухгалтерами компании. При этом на Кипре даже крупный бизнес – это нередко «театр одного актера», в котором все решения принимаются единолично. Результаты, как мы видим, могут быть плачевны. Услуги профессиональных консультантов незаменимы, поскольку их рекомендации помогают извлечь максимальную пользу из любого проекта.

О КОНСУЛЬТАЦИЯХ

– Вы упомянули профессиональных консультантов. Считается, что на Кипре уровень их квалификации очень высок. Это действительно так?

– Да! Многие специалисты в этой сфере получили образование за рубежом. Однако помимо обучения и работы за границей (в частности, мне довелось работать в Лондоне) необходимо постоянно повышать квалификацию, идти в ногу со временем, так сказать. Я и мои коллеги привезли на Кипр опыт передовых экономик мира. При этом, как мне кажется, бизнес-сообщество Кипра до сих пор не пользуется бóльшей частью опыта других стран.

– Что важного произошло в вашей сфере за последнее время?

– Сейчас всё, к чему мы привыкли, неизбежно меняется, и нам нужно приспосабливаться к новым реалиям. Среди важных нововведений, затрагивающих все сферы бизнеса, – развитие международной банковской системы и налоговой сферы, ужесточение нормативных требований. Это и FATCA*, и многие другие подобные инициативы – например, в 2017 году на Кипре начнет действовать международная система автоматического обмена информацией между банками.

– Можете рассказать об этой системе подробнее?

– Главная её цель – предотвращение практики отмывания денег, уклонения от налогов и финансовой поддержки терроризма. Предполагается, что этому поможет обязательное декларирование всех активов держателей счетов. Бесспорно, это достойная инициатива, однако реализовать её на практике будет весьма сложно. Представьте, что местная налоговая служба получает информацию о десятках тысячах граждан, имеющих банковские счета за границей. Среди них есть и те, кто, например, учился за рубежом – у них почти наверняка остался счёт в зарубежном банке. Изучение всей этой информации – огромная операционная нагрузка на госслужбы. И я не уверен, что они с этой нагрузкой справятся…

– Как FATCA и подобные схемы в Европе и в России повлияют на бизнес на Кипре? Например, согласно FATCA, американцы платят налоги в США, но имея кипрскую компанию, они вынуждены платить налоги и здесь. Означает ли это, что деятельность компании подлежит двойному налогообложению?

– На Кипре законодательство предусматривает наличие кредита в счёт налогов, уплаченных за рубежом. В странах, где такое условие законодательно не прописано, инвесторы, как правило, защищены соглашениями об избежании двойного налогообложения, по которым при уплате налога в одной стране им предоставляется либо льгота, либо полное освобождение от уплаты налогов во второй стране.

– Тем не менее налоговые ставки на Кипре низкие, и многие пытались выплачивать налоги именно здесь. Теперь же американские, европейские, российские компании будут платить налоги в своих странах. Что же остаётся Кипру?

– Это возможный, но необязательный сценарий. Вспомните, 20 лет назад мы начинали с простых номинальных компаний, у которых даже не было реального офиса. Затем началось массовое учреждение компаний с одним зарегистрированным офисом и номинальным директором. Нынешняя тенденция – создавать реальные компании. Я думаю, в результате, Кипр будет привлекать серьёзных деловых людей, готовых учреждать компании, удовлетворяющие минимальным требованиям (небольшой офис, два-три сотрудника и пр.). Возможно, компаний будет меньше, но это будет надёжный солидный бизнес.

– В этом новом мире, какие преимущества остаются у Кипра? Что будет привлекать сюда иностранный бизнес?

– Ответ очевиден – благоприятная налоговая система. Если открытие местной компании проведено должным образом, она сможет воспользоваться всеми преимуществами нашего налогообложения. Ключевой момент здесь – грамотно подойти к основанию бизнеса на Кипре, при необходимости воспользовавшись помощью профессиональных консультантов.
Ещё одно важное преимущество – членство Кипра в ЕС, что обеспечивает бизнесу доступ к европейскому законодательству, и развитая сеть соглашений об избежании двойного налогообложения. Кроме того, Кипр имеет дружеские отношения как с европейскими странами, так и с арабским миром (за исключением Турции, конечно), что в наши дни редкость. Особенно это важно сейчас, когда политическая обстановка в регионе накалена. Наконец, нельзя забывать и о грандиозных перспективах углеводородного сектора. Всё это – важные для бизнеса преимущества, которыми, я надеюсь, он не преминет воспользоваться.

* Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA) – закон США о налогообложении иностранных счетов, принят в марте 2010. FATCA имеет своей целью не допустить уклонения от  уплаты налогов гражданами США или налоговыми резидентами этой страны через использование иностранных счетов или офшорных инвестиций.

 

  • Read 2533 times