Изабелла Еврипиду: «Бизнес-среда становится всё более прозрачной»

Изабелла Еврипиду: «Бизнес-среда становится всё более прозрачной»

C Изабеллой Еврипиду, одним из основателей и генеральным директором компании IFSA Experts, представленной в 70 странах мира, мы поговорили о трудностях малого и среднего финансового бизнеса в Европе и на Кипре, об ужесточении правил и законов, а также о том, какие новые отрасли на Кипре будут наиболее привлекательными в ближайшем будущем.

ЗА ПАДЕНИЕМ СЛЕДУЕТ ВЗЛЁТ

– Какие изменения на рынке ждут Кипр до конца 2018 года?

– События в истории всегда цикличны. За падением неизменно последует взлёт. Сейчас на Кипре всё меняется: вступают или уже вступили в силу законы и директивы, которые затрагивают многие компании. Например, идёт сокращение сектора форекс-компаний на Кипре. Почему это происходит? Минимальный жизненный цикл любого сегмента рынка статистически составляет около десяти лет. В 2008 году форекс-компании, которые тогда регулировались европейской Директивой MiFID I, очень быстро завоевали рынок Кипра и Европы, став одной из важнейших его частей. Но уже в 2018 году их доминирование закономерно идёт на спад.

Зато выросла привлекательность других секторов. Так, сейчас наблюдается рост сегмента инвестиционных фондов, где Кипр предлагает ряд привилегий иностранным инвесторам, а также инвестиционных компаний, игорного бизнеса (спортивных онлайн-тотализаторов), платёжных систем и электронных денег. Хочу отметить, что мы ждём законодательства, которое позволит нам, как и другим европейским странам, работать в сфере криптовалют. Кипр готов к следующему витку, к новым бизнес-реалиям – и его жители тоже: спрос на соответствующие вакансии за последние годы многократно вырос, как и квалификация специалистов на нашем рынке.

Закономерно повышается и интерес к дополнительным знаниям. Десять лет назад бизнес-семинаров, имевших отношение к деятельности финансовых, юридических, административных компаний, инвестиционных фондов, а также борьбе с отмыванием денег, комплаенсу, управлению рисками и пр., было совсем немного, и особой популярностью они не пользовались. Сегодня же всё больше руководителей фирм понимают, что новые знания и методики необходимы, если компания хочет повышать качество услуг и квалификацию своих сотрудников, что я считаю важным фактором на пути к успеху.

– Какой прогноз вы можете дать на следующий год?

– Нас ждёт ряд перемен, но их не надо бояться. Наоборот, следует принимать их как изменения к лучшему. Абсолютная прозрачность каждого бизнеса должна привести к полной гармонии во многих секторах. Нужно просто разъяснить это каждому клиенту и суметь ему помочь.

УСЛОВИЯ РАБОТЫ УСЛОЖНИЛИСЬ

– Как изменения в международной правовой базе отразятся на кипрских финансовых компаниях?

– Кипр – европейский лидер по числу финансовых (форекс) компаний. Имея 18-летний опыт работы, мы были свидетелями становления, роста и развития этого рынка. За это время многое поменялось. Со вступлением в силу последних директив и законов наш рынок укрепился, однако, к сожалению, это не каждой компании по карману.

Несмотря на безусловно положительный характер перемен, есть моменты, которые оказали большое влияние на намерения владельцев компаний касательно дальнейшего развития их бизнеса на Кипре или в Европе. В последние два года европейские компании перебазируются в более удобные юрисдикции или офшоры, финансовые компании трансформируются в инвестиционные фонды или начинают работать с такими финансовыми инструментами, которые раньше никогда не использовали, хотя всегда имели такую возможность.

Хочу отметить, что кипрский финансовый регулятор – лучший в Европе. Нам есть с чем сравнить: мы работаем с 70 странами. Несмотря на негативные последствия кризисов последних лет, мы можем быть лидерами и продолжаем привлекать новых иностранных инвесторов.

В результате последних изменений в европейском и кипрском законодательстве на кипрском рынке останутся только самые сильные и надёжные игроки.

НА СМЕНУ ФОРЕКСУ

– Какой тип бизнеса мог бы занять место форекс-компаний на кипрском рынке?

– По моему мнению, настало время для возвращения традиционных финансовых организаций, которые потеряли свою главенствующую роль в 2007–2008 годах. Вторым важным элементом рынка может стать криптовалюта и обслуживающие этот сегмент компании. Деятельность этих двух игроков может пересекаться. Пока что развитию криптовалют на Кипре препятствует отсутствие нормативного регулирования этого нового рынка.

Третьим важным элементом рынка может стать игровой бизнес. Я считаю, что мы будем не хуже Лас Вегаса! (смеётся).

Наша компания предоставляет своим клиентам выбор из 70 стран, консультируя по вопросам инкорпорации компаний, лицензирования финансовых компаний, инвестиционных фондов, платёжных систем, игровых компаний, работы с криптовалютой, электронных денег, контроля и борьбы с отмыванием денег, комплаенса. Мы можем предоставить информацию о правовых нормах в этих странах, составить правильную структуру бизнеса и определить минимальные требования к нему.

Мы прилагаем максимум усилий, чтобы привлечь инвесторов на Кипр: я считаю, что Кипр как европейская страна является очень удобной налоговой юрисдикцией и имеет много других преимуществ. В последнее время наблюдался рост доверия к Кипру как к юрисдикции для ведения бизнеса, но, к сожалению, из-за недавних изменений в банковской сфере и усложнения требований приходится выбирать другие юрисдикции.

Нередко в процессе взаимодействия с банками возникают спорные ситуации при получении лицензии (финансовой, форекс, игровой). Одно из требований регулятора – вложить капитал в местный банк. Но бывает просто невозможно открыть счёт: таковы положения ЦБ Кипра. Замкнутый круг! При этом компания-клиент отвечает всем требованиям, необходимым для получения лицензии. Каждый раз мы должны в индивидуальном порядке вести переговоры с местными банками с целью убедить их в полной легальности заявки (речь идёт о клиентах, уже проверенных регулятором). Пока нам удаётся решать все задачи, но сколько на это уходит сил! В такой ситуации говорить о массовом привлечении иностранных капиталов невозможно.

МАКСИМАЛЬНАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ

– В Лимассоле за последние годы открылись две сотни IT-компаний. Как вы думаете, чем обусловлен этот рост?

– Несколько лет назад был внедрён так называемый IP Box режим – свод положений и законов, привлекательных для тех, чьи доходы связаны с владением интеллектуальной собственностью. Сначала предложение Кипра было очень выгодно IT-компаниям: при соответствии ряду критериев налоги можно было уменьшить на 80%.

После июня 2016 года были внесены изменения, усложняющие процесс, но и тогда количество регистраций не сократилось из-за низкой ставки налога на прибыль 12,5%. Многие обращаются в нашу компанию за консультациями в связи с открытием стартапа или филиала компании на Кипре. В каждом случае мы тщательно проверяем, что стоит за такой заявкой и какие цели преследуют владельцы будущего бизнеса.

Популярным инструментом становится ICO (Initial Coin Offe-ring). Это новая форма привлечения инвестиций в разных странах в виде продажи инвесторам фиксированного количества единиц криптовалют. Такой метод позволяет указать необходимый объём инвестиций и число задействованных инвесторов, а документация по проекту подаётся максимально прозрачно. У нас есть много проектов и решений в разных странах, которые мы предлагаем своим клиентам.

Должна отметить, что криптовалюты в целом привлекают всё больший интерес со стороны делового сообщества многих стран. Вы можете быть создателем нового вида валюты, работать в формате «обмена валют» или консультировать другие компании. В некоторых магазинах в Европе уже можно расплатиться криптовалютой, и, думаю, после принятия всех законодательств по криптовалюте в качестве платёжного средства она, возможно, приживётся и на Кипре.

Лицензии на работу с криптовалютой сейчас можно получить в некоторых странах, где мы предлагаем полный пакет обслуживания. Интересующиеся могут связаться с нами для получения более детальной информации.

MiFID II ВЫТЕСНЯЕТ МЕЛКИХ ИГРОКОВ

– Какие изменения правовой базы Кипра или ЕС вы считаете наиболее критичными для своей сферы деятельности, и почему?

– С точки зрения сервисных компаний – финансовых, банковских, юридических и инвестиционных – одним из важнейших изменений стало принятие в 2018 году ряда новых директив и правил. Бизнес-среда становится всё более прозрачной. Надо понимать, что за внедрением новых регламентов стоит серьёзный анализ среды, где будет применяться закон, а также возможных последствий этого применения.

Истинная цель таких изменений – улучшить бизнес в стране, дать больше инструментов для развития, облегчить процесс ведения дел. Директива MiFID II обязывает таких поставщиков услуг, как кипрские финансовые компании, осуществляющие свою деятельность на территории ЕС, отказаться от работы с офшорами. Задача MiFID II – защитить инвесторов от сложных инструментов, каковыми являются, например, контракты на разницу (CFD). Кипр считается рынком сложных финансовых инструментов, и директива, которая была внедрена в национальное законодательство, регулирует деятельность соответствующих компаний.

Одно из последствий принятия директивы – уход с рынка мелких игроков. Они просто не смогут соответствовать всем требованиям закона на Кипре, да и в Европе в целом. Это минус: здесь повышается уровень безработицы и сервисные компании теряют клиентов. С другой стороны, в первой версии директивы MiFID I было слишком много пробелов, которые делали её применение слабым. Мелким фирмам и стартапам не останется ничего другого, кроме как регистрироваться и работать за пределами Европейского союза.

ОФШОРЫ – ПРЕКРАСНОЕ МЕСТО ДЛЯ РОСТА

– Слово «офшор» не вызывает прежнего интереса у бизнесменов. А в банках его боятся как огня.

– Совершенно верно. Офшоров стали бояться, воспринимая их как главное зло международной экономики, и абсолютно зря. На самом деле именно офшоры – прекрасное место для роста молодой компании. Есть офшоры с налоговым режимом, например, Сейшелы, Маврикий и т. д., где должен вестись аудит финансовой отчётности. При соответствии всем требованиям регуляторов офшорной зоны стартап может рассчитывать на небольшую налоговую нагрузку (в виде фиксированной суммы или фиксированной ставки) и на упрощённые процедуры ведения дел.

Иметь компанию в офшорной зоне – это не нарушение закона, и я хочу это подчеркнуть. В определённых ситуациях офшор – единственный выход, с учётом бюджета или местных минимальных требований. Нужно понимать нужды каждого клиента.

Отдельно замечу, что недоступные реестры некоторых стран, особенно сейчас, когда в силу вступил регламент GDPR, очень удобны. Если физическое лицо не хочет, чтобы информация о нём была легко доступна, он может и имеет право зарегистрировать компанию в офшоре с недоступным реестром. Конечно, сейчас этому очень мешают европейские банки: там стало практически невозможно открыть счёт на такие компании. Но мы находим способы решить такие вопросы. Здесь хотелось бы напомнить об обязанности каждого оплачивать налоги по месту проживания и ведения бизнеса и не использовать офшоры для ухода от налогообложения.

– Не будут ли компании в европейских юрисдикциях с подозрением относиться к работе с офшорным бизнесом?

– Европейские компании действительно настороженно относятся к коллегам из офшоров. Но причина не в самих компаниях, а в негативной репутации офшоров. К сожалению, раньше многие выбирали офшор за возможность скрывать доходы и не платить налоги. Однако банковская сфера больше не работает с непрозрачными счетами, а значит, сейчас такой вариант исключён.

Единственная возможность регулировать офшорные компании – обеспечить прозрачность их банковских счетов и обязать банки подробно отчитываться перед страновыми и европейскими регуляторами. Мы живём во времена, когда все обязаны быть с банком честнее, чем, порой, со своей семьёй! Офшоры по-прежнему живы и, будучи использованы с умом, могут принести владельцу компании не только прибыль, но и хорошую репутацию.

ИГРОВОЙ И ПЛАТЁЖНЫЙ БИЗНЕС НА КИПРЕ

– Вы уже рассказали о своей деятельности в финансовом секторе, упомянули IT, криптовалюты и игорный бизнес. Не могли бы вы подробнее рассказать о последнем. Разве он не запрещён на Кипре?

– Мы помогаем получать лицензии в основном интернет-компаниям, деятельность которых связана со спортивными ставками. Никаких онлайн-казино! Кипр очень привлекателен для таких участников IT-рынка благодаря низкой ставке налога на прибыль. В ЕС лицензирование подобных фирм возможно лишь в двух странах – на Кипре и на Мальте. Требования к игорному бизнесу очень жёсткие, но и выгоды от его открытия на Кипре велики.

– Ирландия – один из IT-центров мира, заполучивший, среди прочих, Facebook и Google. Есть ли у Кипра шанс составить ей конкуренцию?

– Безусловно! Кипр может и должен искать пути привлечения нового бизнеса и его развития. Нашей экономике это необходимо. Я считаю, что каждый участник рынка важен, работает ли он в традиционном секторе финансовых услуг или занимается новыми IT-проектами.

Являясь владельцем компании, я всегда ищу выход на другие секторы рынка, чтобы иметь возможность предсказывать поведение его игроков и быть в курсе новинок. Так мы можем опережать конкурентов: к тому моменту, как на Кипр приходит новый бизнес, мы уже готовы предоставлять ему юридическое и административное обслуживание. Сейчас перспективные направления – это инвестиционные фонды, платёжные компании, электронные деньги и лицензированный игровой бизнес онлайн.

Главное – это компетенция и знания. Мы предлагаем клиентам качественный пакет услуг «от А до Я», по принципу «единого окна». Уверена, в нашем секторе есть много достойных компаний, но я не знаю ни одной, имеющей экспертные знания законодательства 70 стран и предлагающей такой большой выбор клиентам.

Мы работаем на совершенно прозрачной основе, благодаря чему у потенциального клиента не остаётся никаких сомнений. Это важный момент, так как около 60% новых клиентов не могут определиться, какая именно юрисдикция им подходит или какая структура бизнеса будет оптимальной. Мы помогаем с решением многих задач, и клиенты всегда довольны результатом. Наши специалисты всегда честно и подробно рассказывают обо всех требованиях, действующих в каждой выбранной или рассматриваемой юрисдикции. Не всем клиентам нравится реальное положение дел и необходимость соблюдать все требования. Кто-то уходит в поисках более лёгких вариантов, но большинство возвращаются за стол переговоров. Потому что понимают: в современном мире очень важно с самого начала правильно выстроить бизнес-процессы и оформлять сделки простым и понятным образом, чтобы потом не иметь проблем с банками или государственными органами.

 

  • Read 2264 times